Ассортиментный треугольник

В менеджменте категорий термины, их переводы и интерпретации создают некоторую путаницу. В этой статье я расскажу о нашем видении, с целью управления ассортиментом в магазине, в формате, или всей розничной сети.

В «ассортиментный треугольник» входит три термина – концепция формата, ассортимент розничной сети и товарная матрица (ассортимент магазина).

Концепция формата – это, в первую очередь, перечень товарных категорий как требование по ширине. Это описание может быть расширено на набор потребительских вариантов товаров по глубине категорий, рекомендации по соблюдению пропорций ценовых категорий, рекомендации по соблюдению ассортиментных квот, рекомендации по визуальной выкладке и организации торгового пространства. Но в формате не должно быть указаний на конкретные товары.

Ассортимент розничной сети — это полный перечень всех товаров, утвержденный для продажи по всей розничной сети. Управление ассортиментом связано с необходимостью запуска и завершения процессов по планированию цепей поставки, складских и транспортных мощностей, подготовки промо активности, юридического оформления, утилизации просрочки и неликвидов и т.п. Процесс управления ассортиментом розничной сети, как правило, стартует ранее появления товаров на полках и заканчивается порой значительно позже вывода товаров из магазинов.

Товарная матрица — это полный перечень товаров, утвержденных для продажи в конкретном магазине, на определенный период времени, с учетом ассортимента розничной сети, концепции формата и текущих мероприятий в категориях. В товарной матрице магазинов выделяется регулярный ассортимент, нерегулярный, вводимый и выводимый.

Все вместе, другими словами – Ваша торговая сеть продает товары из ассортимента розничной сети, который присутствует в части (или во всех) магазинов, согласно их концепции формата, а также текущих мероприятий в категориях.

Предложенный понятийный аппарат позволяет прозрачно выделить различные уровни управления ассортиментом – концепциями форматов, ассортиментом сети, товарными матрицами магазинов. И каждый из них требует своего отражения в описании ассортиментной политики.

На уровне управления концепцией форматов отслеживается соблюдение основных пропорций ассортимента, наличия товаров требуемых категорий по ширине и глубине, динамика продаж и наценки, проникновение в рынок, удовлетворения потребителей и целом имиджа розничной сети. Это уровень управление стратегией с горизонтом управления от 1 до 3 лет.

На уровне управления ассортиментом розничной сети отслеживается использование ресурсов в категории, торговые марки, поставщиков, цепи поставки, форматы магазинов. Потребность в новых товарах, замене части ассортимента может возникнуть в ответ на изменения на уровне концепций формата, а также и из анализа вышеперечисленных показателей. Выделение ассортимента розничной сети тем более полезно, когда речь идет об управлении сразу несколькими сетями. Это уровень управления тактикой, с горизонтом управления от 3 мес. до 1 года.

На уровне товарных матриц отслеживается жизненный цикл позиций в конкретных магазинах конкретных форматов. Изменения ассортимента магазина происходят в ответ на изменения концепции форматов, ассортимента розничной сети, сезонов, торговых акций, а также выполнения мероприятий на уровне категорий. Это операционный уровень управления, с горизонтом от 1 дня до 3 месяцев.

При этом область ответственности распределяется таким образом, что:
• Менеджеры категорий несут прямую ответственность за уровень товарной матрицы магазина и могут влиять, через участие в ассортиментном комитете, за уровень ассортимента розничной сети.
• Собственники или руководители всей розничной сети несут ответственность за уровень концепции формата и могут влиять на решения ассортиментного комитета.

Понравилась статья? Поделитесь: