ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ

Категорийный менеджмент

main_pictureУправляйте категориями товаров

Категорийный менеджмент – это современная методология позволяющая повысить эффективность управления ассортиментом в розничной сети.

Предпосылками для возникновения категорийного менеджмента явилось изменение рынка производителя на рынок покупателя. Производители, вместе с цепями поставки и розничными продавцами, теперь вынуждены быстрее реагировать на изменение спроса, а зачастую и разрабатывать новые товары и даже новые рынки под ранее неизвестные потребности покупателей. Потребители стали более требовательными и теперь могут использовать различные торговые каналы для удовлетворения своих потребностей (рынки, розница различных форматов, интернет магазины).
Кроме того, идет рост конкуренции: концентрация игроков на рынке достигает таких пределов, когда обычные формы и форматы торговли уже не могут обеспечить конкурентное преимущество. Уходят в прошлое сверхприбыли, рентабельность торговли и каналов поставки опускается до критического уровня. Это заставляет предпринимать меры по повышению производительности и снижению издержек.

Ожидаемые результаты от внедрения практики категорийного менеджмента:

  • Рост объема продаж на 15-30%
  • Увеличение маржи на 5-15%(от 5-9%) и более за несколько месяцев
  • Ускорение оборачиваемости запасов на 30% и более


Категорийный менеджмент — это эффективный подход к управлению ассортиментом. И если осуществлять переход на управление ассортиментом по товарным категориям планомерно, розничная сеть получит возможность достигать более высоких показателей объема продаж и прибыли. Сбалансированный ассортимент уменьшит количество неликвидных товарных позиций, повысит лояльность и удовлетворение покупателей, оптимизирует товарные запасы, и тем самым повысит прибыльность продаж.

Мы разработали решение которое позволит Вам использовать признанный опыт в области категорийного менеджмента чтобы получить преимущества с минимальными затратами ресурсов и времени.

Распределение ассортимента по дереву покупательских решений
Внутри каждой категории решение помогает настроить собственное дерево выбора товара и связать его с ассортиментом категории. Это незаменимый инструмент для приоритетных категорий как минимум по двум причинам. Во-первых, это создаёт возможность формирования более глубокого ассортимента, а это позволяет точно обеспечить выбор товаров в категории для покупателей.

Распределение на категории стоимости
Распределение товара на произвольные ценовые категории с точки зрения покупателя. Решение помогает выполнять полуавтоматическое распределение ассортимента на категории цены, а также производить ценовой анализ структуры действующего ассортимента с целью более полного удовлетворения различных групп покупателей по цене.

Распределение на категории потребителей
Распределение товара на категории потребителя позволяет выделить и управлять всем ассортиментом как отдельными его частями, ориентированными на потребности отдельных групп, таких как домохозяйки, пенсионеры, студенты, любители домашней выпечки и т.п. Такой вариант управления ассортиментом позволяет розничным продавцам сфокусироваться на более полном удовлетворении конкретных групп покупателей.

Соблюдение формата
Какой бы ни была Ваша стратегия работы на розничном рынке, с течением времени можно легко обнаружить, что магазины не соответствуют ей. Порой общим остается только название, и неудивительно, что люди не понимают чем Ваши магазины отличаются от остальных. В результате, Вы можете рассчитывать только на удачное месторасположение, низкие цены и интенсивные программы лояльности. Любая стратегия должна поддерживаться системной работой по удовлетворению ожиданий покупателей со стабильным качеством. Только в таком случае ответной реакцией будет рост среднего чека, количества и лояльности постоянных покупателей.
Решение описывает формат магазина как перечень категорий товара (ширина формата) с количеством разрешенных позиций (ассортиментная квота) и текущей ролью категории. Для каждой категории можно использовать настроенное дерево покупательских решений для настройки по глубине. В результате специальные отчеты системы генерируют информацию о соответствии перечня категорий, ассортиментных квот, пропорций ассортимента по ролям категорий, а также о соответствии товарной матрицы заданным свойствам по дереву покупательских решений.

Ориентированность ассортимента на потребность покупателя
Удовлетворить текущую потребность покупателя в нужном месте и в нужное время — это хорошая работа. А знать что ему может понадобиться завтра — это искусство. Но обычно все сводиться к тому, что в магазине мы находим или то, что поставщики принесли по сходной цене, или выкупленные полки ненужного хлама, или что завалялось на складе с подходящими сроками годности. Мы часто не находим того, что нам нужно, тратим время на поиск товара по заставленным и неорганизованным полкам, пробираемся через завалы ненужных промо позиций. Ориентированных на покупателей магазинов на самом деле мало и они имеют шанс стать магазином первого выбора, вознаграждая их владельцев лояльностью покупателей и ростом выручки.
Для реализации этого принципа для каждой категории решение помогает разрабатывать и отслеживать эффективность реализованных стратегий и тактик в процессах категорийного менеджмента. В частности, для анализа ситуации можно проводить анализ продаж и чековой базы с выводом показателей обслуживания и доступности, совмещенные ABC и FMR анализы, ролевой анализ, соответствия полочного пространства, кросс-категориальный анализ и многое другое. Решение отслеживает изменения ассортимента и товарных матриц с высокой скоростью и надежностью, помогая контролировать и оценивать сделанные изменения со временем. Решение также способно отслеживать эффективность маркетинговых акций, учитывать товарный кредит поставщиков и выполнять требования по визуальной выкладке на полке. Принципы формирования товарных матриц магазинов в решении подразумевает типичность и модульность сборки из заранее разработанных вариантов секций, что позволяет разрабатывать новые, улучшенные варианты и оценивать сделанные изменения в отдельных магазинах. В состав полной версии решения входит визуальный дизайнер планограмм, в котором можно проиграть варианты расположения товара, зафиксировать изменения и, в последствии, оценить изменения в основных показателях.

Соответствие ролей категорий
Ассортимент категории, представленный в магазине, должен соответствовать роли, которую эта категория играет в общем формате. Весь ассортимент категорий должен соответствовать ассортиментным квотам, не допуская перекоса в сужение предложения по одной группе категорий, категориям или его расширения по другим. Роль категории играет важную роль в коммуникации между руководством и категорийным менеджером так как несет общего рода стратегию поведения, оставляя пространство для деталей и тактики.
Если роли категорий не заданы, весь ассортимент обычно воспринимается как важный, распыляя финансовые и человеческие ресурсы на достижение ошибочных целей.
Роль категории задается в формате магазина и ассортимент категории должен ей соответствовать . Например, роль специализации категории в формате подразумевает самый широкий выбор товаров для всех сегментов потребительских предпочтений, в зависимости от выбранного ценового сегмента, что должно сформировать в сознании покупателя приоритетного магазина (специалиста) по товарам этой категории. При этом, базовая роль категории не требует наличия широкого ассортимента, а только наиболее ходовых позиций на рынке. Для управления категориями, необходимо отслеживать текущую ситуацию по разным наборам ключевых показателей, в зависимости от роли категории в формате. Например, присутствие товаров низкооборачиваемых групп с невысоким обслуживанием в базовых ролях нежелательно, в то время как невысокое обслуживание с высокой удельной маржинальностью в категориях специализации нормальное явление.

Формирование товарного классификатора
Основой категорийного управления является грамотное построение классификатора товаров. Наше решение позволяет привести в порядок существующий классификатор товаров по трем уровням категорий товара:

  • Класс товаров
  • Товарная группа
  • Товарная категория


Ранжирование магазинов торговой сети с классификатором его формата
Наше решение помогает выделить отдельные форматы магазинов с целью обеспечения стабильного качества обслуживания с контролем принятых ассортиментных, маркетинговых и мерчендайзинговых стратегий.

Распределение ролей категорий в формате
Решение помогает выделить и обеспечить контроль за четырьмя специфичными ролями категорий товаров:

  • Приоритетные категории специализации розничной сети, предоставляющие лучший выбор товаров по сходной цене
  • Базовые категории товаров массового потребления, создающие основной оборот сети
  • Удобные категории недорогих потребительских товаров повседневного спроса, на покупку которых покупатель тратит минимальное количество времени и усилий
  • Сезонные категории товаров, пользующиеся спросом только в определённый промежуток времени(сезонные товары)


Полный анализ работы магазина
В течение дня покупатели приходят и уходят, продажи растут, и все внешне выглядит великолепно. Можно сказать — давайте не будем ничего менять. Но если у Вас есть желание, можно снять крышку с этого котла и увидеть, какие секции или категории поддерживают продажи в вашем магазине, а какие, возможно, необходимо переставить, сократить или удалить совсем. Можно проследить путь покупателей определенных корзин товаров. Можно проследить посещаемость определенных секций товаров и сравнить с другими магазинами. И как это все вместе влияет на способность каждого магазина делать деньги.
Решение предоставляет инструменты для визуального наполнения как торгового оборудования, так и его компоновки в конкретном торговом зале. Используя статистику чековой базы можно выяснить какие места на полке или в торговом зале вносят вклад в продажи, а какие нет. Можно сравнить разные магазины с разными планограммами торгового зала и найти отличия. Такого рода информация позволяет принимать объективные решения и сравнивать лучший опыт, который влияет на проходимость, средний чек, время в зале, а также находить узкие места в планограммах.

Эффективность приватной марки
Ввод частной торговой марки всегда сопряжен с риском недооценки потребителями при высоких финансовых инвестициях. Внедрения частных торговых марок состоит в поиске базовых товарных категорий по принципу слабой привязанности покупателей к бренду, проектирования нового продукта, поиска производственных и складских мощностей, организации поставок. С помощью решения вы сможете проанализировать фактические результаты по марже категории, доли в товарообороте категории, процент увеличения маржи в категории, а также определить кандидатов на замену

Категорийный анализ
Занимаясь формированием ассортимента, менеджеры тратят львиную долю времени на решении вопроса о правильном размещении товара. Зачастую они опираются на собственный опыт, договоры с дистрибьюторами, мнения мерчендайзеров, или, попросту, на чутьё. Благодаря нашему решению, Вы будете всегда знать где правильно разместить товар, в какой торговой точке и на какой промежуток времени.

Хотите узнать больше?

Оставьте телефон для проведения бесплатной презентации:

Или просто позвоните нам: +38 (050) 721-37-37